Юлдуз Халиуллин
Научная публицистика
Главная arrow Мировой океан и Арктика arrow История открытия Штокмановского месторождения

История открытия Штокмановского месторождения Печать E-mail

К вопросу об истории открытия Штокмановского месторождения газоконденсатов 

По сообщениям французской и российской печати, президент Франции господин Саркози за несколько минут телефонного разговора с главой Российского государства господином Путиным обеспечил многомиллиардную сделку для ТНК «Total» с российским энергогигантом «Газпром», который в течение более десяти лет никак не мог определиться с кем и как приступить к освоению крупнейшего Штокмановского газоконденсатного месторождения, расположенного всего в нескольких сотнях миль от центра Европы.  

13 июля с.г. «Газпром» и французский энергетический концерн «Total» подписали соглашение о создании совместной компании по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения. Таким образом, отныне иностранный аутсайдер российских нефтяников и газовиков «Total» становится ведущим партнером «Газпрома».

Речь идет об инвестициях первой фазы порядка на 15 млрд. долларов, из которых на «Total» падает около 4-5 млрд. долларов в течение 5 лет. Первая фаза освоения Штокмановского месторождения предусматривает добычу около 24 млрд. кубических метров природного газа и начало поставок газа в Европу в 2013 году.«Total» претендует на 25% газа, «Газпром» - на 75%. Участие и других иностранных компаний, в частности, норвежских и английских не исключается.

Общий объем запасов природного газа на Штокмане, по данным ученых ИО РАН, около 4 триллионов кубических метров. Рыночная стоимость этого богатства, по самым скромным подсчетам, превышает 400 млрд. долларов. Выступая на юбилейной сессии ИО РАН по случаю 60-летия Института океанологии директор Института академик Роберт Нигматулин отметил, что 1% от этой суммы обеспечил бы благополучные научные исследования для Института океанологии в течение четырех веков. Какое отношение имеет ИО РАН к этой, казалось бы, чисто коммерческой проблеме? Самое непосредственное, о чем и мы хотим дать здесь документальную справку.

… Исследованиями ученых ИО РАН в 23 рейсе НИС «Академик Курчатов» в 1976 г. и в 4-ом рейсе НИС «Профессор Штокман» в 1980 г. получены новые данные о строении земной коры, мощности осадочного чехла и условиях залегания литолого-стратиграфических комплексов разреза вдоль профиля полуостровов Рыбачий – Земля Франца Иосифа и в юго-восточной части моря.

В результате работ, проведенных в этих рейсах, выявлены важнейшие структурные особенности Южно- и Северо-Баренцевской впадины и разделяющего их Центрально-Баренцевого свода. На южном участке профиля установлены гиохимические индикаторы мощного очага углеводородообразования.

В центральной части Южно-Баренцевской впадины также отмечено повышенное содержание углеводородов в придонной воде и донных осадках, свидетельствующие о наличии возможных очагов генерации углеводородов в осадочной толще этого региона.

Анализ материалов, полученных в 4-ом рейсе НИС «Профессор Штокман», свидетельствует о том, что в центральной части Южно-Баренцевской впадины залегает мощная, не менее 10-15 км осадочная толща, перспективы нефтегазоносности которой оцениваются высоко.

… 6-ой рейс НИС «Профессор Штокман» был организован для комплексных геофизических исследований Баренцевоморского региона с целью выявления перспектив его нефтегазоносности.
Комплексные морские геофизические исследования организованы Институтом океанологии им. П.П. Ширшова АН СССР в связи с разработкой проблем геологического строения, истории развития океанов и научных основ прогнозирования ресурсов полезных ископаемых.

В 1981 году геофизические исследования на НИС «Профессор Штокман» были продолжены. Работы были сосредоточены на обширном полигоне в центральной части и на Приновоземельском шельфе Баренцева моря, непосредственно граничащим с полигоном 1980 года. Комплексные исследования проводились на региональном профиле и на полигоне общей площадью свыше 150 тыс. км² в соответствии с рекомендациями «Союзморгео» министерства газовой промышленности СССР («из Отчета Начальника экспедиции 6-го рейса НИС «Профессор Штокман» А.Я. Гольмштока, Москва, ИО РАН, 1981 г., стр. 1-4»).
Проведенные в 1987-88 г.г. «Союзморгео» буровые работы на участках, исследованных НИС «Профессор Штокман» во время 4-го и 6-го рейса, и привели к окончательному подтверждению Штокмановского месторождению углеводородов, о чем писали ученые Института океанологии Российской академии наук в 1976-1981 годах.

Справка: Профессор Штокман Владимир Борисович (1909-1958 г.г., г. Москва)
в течение почти четверть века с 1946г. по 1968 г. был руководителем Отдела физической океанологии и Лаборатории динамики моря ИО РАН.

Ему принадлежат такие фундаментальные достижения, как выяснение важной роли пространственной неравномерности поля ветра над океанами при формировании горизонтальной структуры океанских течений, объяснение противотечений в океанах и морях, созданию уникальной концепции метода полных потоков.

Сформулированный профессором Штокманом метод полных потоков дал возможность объяснить явление интенсификации течений у западных берегов океанов, т.е. объяснить причины возникновения Гольфстрима и Куросио.
Профессор Штокман был родоначальником свыше десятка Лабораторий ИО РАН, став по существу во главе созданной им школы российских физиков - океанологов, успешно действующей и поныне, через 40 лет его безвременной кончины.

Научно-исследовательское судно «Профессор Штокман» построено в Финляндии в 1979 г. по заказу АН СССР и названо в честь профессора Штокмана В.Б. Пятипалубное судно со стальным корпусом, водоизмещением 1 600 тонн, длиной около 70 метров и шириной 12,4 метра. На борту размещены 6 лабораторий общей площадью 95 м². Научное оборудование судна нуждается в обновлении, в настоящее время ИО РАН предпринимает меры по оснащению НИС «Профессор Штокман» современным исследовательским ЭХОЛОТОМ типа «Parаsound».
«Профессор Штокман» совершил более 80 экспедиционных рейсов в различные районы Мирового океана. С начала июля 2007 г. научно-исследовательское судно находится в Баренцевом море в научно-учебной экспедиции, на борту которого находятся студенты и аспиранты гидрометеорологи Петербургского Университета.


Помощник директора ИО РАН, Юлдуз Халиуллин
член-корреспондент Международной экономической Академии Евразии
Москва, 20 июля 2007 г.

 
« Пред.
proz_100x20.jpg
Похожие материалы
proz_100x20.jpg

 
 
Rambler's Top100 Российская академия наук